Суббота, 18.05.2024, 10:10

Занятно о стоматологии и не только...
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

О коррупции

С.С. Попов

 

Как я лицензировал стоматологическую клинику

 

 

«Бюрократия периодически «кошмарит» бизнес, чтобы не сделал чего-то не так. Берет под контроль СМИ – чтобы не сказали чего-то не так. Вмешивается в избирательный процесс – чтобы не избрали кого-нибудь не того. Давит на суды – чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому»

«Президент России Дм. Медведев – в ежегодном послании Федеральному собранию, 2008 г.)

 

Согласно опросу больше всех омских предпринимателей «кошмарят» правоохранительные органы – 20%; еще 15% недовольны налоговой. К 13% постоянно придирается пожарная инспекция. Структуры мэрии и областного правительства препятствуют развитию 9% и11% соответственно. Административно-техническая инспекция мешает 6% и лишь 15% бизнесменов, по их признанию, не препятствует ни одна государственная структура.

(Из данных опроса, участвовало 268 человек, апрель 2009г. Бизнес Курс, №14)

 

Зарождение лицензирования любой предпринимательской деятельности неразрывно связано с установлением капиталистических отношений. При социализме, когда все планово развивалось, государству не надо было самого себя контролировать и тем более разрешать, и платить еще деньги за различные разрешения, допуски, доступы, права, то есть лицензии, сертификаты и права.

Когда социалистическая «горбачевская» перестройка, ускорение и гласность полностью себя изничтожили, а СССР приказал долго жить, то на обломках когда-то великой империи стали возрождаться государства-сателлиты, бывшие союзные республики. Демократии стали брать, кто, сколько может, похерили все социалистические принципы ведения хозяйства вместе с Госпланом и ударными пятилетками. Перевод на капиталистические пути развития, начинались с клятвой президента лечь на рельсы, стучанием шахтерскими касками по асфальту и всеобщей «купи-продай» коммерцией. Наверное, почти всё стопроцентное население России попробовали приобщиться к торговле, а кто не сумел, то стали на своих засиженных местах выдумывать различные способы добывания денег.

В первую очередь не остались в стороне наши чиновники. Безынициативные по своей генетической структуре, вот тут они на ранних стадиях капитализма развернулись во всю свою сатанинскую мощь и застучали пальцами, вначале по пишущим машинкам, создавая новые указы и распоряжения, а потом переключились на «клавы» компьютеров. Беспредельная память компьютеров позволяла ежегодно менять приказы и распоряжения, постановления и предписания, постепенно их, усложняя и запутывая. Замени только несколько строк и вот уже готов новый указ, полностью перечеркивающий предыдущий, сходный по своей сути. Простой к рассмотрению и выполнению документ легко выполнить, а вот если в него внести ряд дополнений и изменений, да еще подкрепить ссылками на различные законы и постановления, то простой обыватель, просто обалдеет от своей беспомощности и начнет искать различные подходы к этому чиновнику, с целью ускорения продвижения документа.

В начале 90-х годов начала развиваться частная предпринимательская деятельность. Хочешь работать на себя, покупай патент в налоговой инспекции, ежемесячно отчитывайся и работай, согласно той специальности, прописанной в твоем дипломе о высшем образовании. Где ты поставишь стоматологическое кресло, никого не волновало, хоть в туалете. Но не долго думали и размышляли чиновники, как навести порядок в стоматологии и придумали – лицензирование. Получалось, что все предыдущие годы мы неправильно работали.

Отступлю немного вперед. Сейчас, нынешний президент Д.А. Медведев, собирается сократить чиновников, этих неутомимых проверяющих и контролирующих, но тогда, в начале 90-х годов, не знали куда эту всю ораву девать, вот и устроили их при деле.

Создали лицензионные комиссии. Во главе председатель, заместители и еще ряд технических сотрудников. Выделили кабинеты, поставили мебель и стали контролировать. Но самое интересное контроль за работой, профессиональной деятельностью, условиями труда, лицензионные специалисты взвалили на плечи самих врачей. Не председатель лицензионной комиссии со своими заместителями, а эксперты-врачи сами проверяют лицензионные объекты, то есть своих коллег врачей. И, только по заключению этих проверяющих врачей и давали лицензию на право заниматься той или иной деятельностью другим врачам. Правда, этот труд был не бесплатный и его оплачивали «трудоднями». Если служба большая, например хирургия со стационаром и поликлиническим приемом, то на нее требовалось 2-3 дня. Если стоматология, то и одного дня хватит. Лечебное учреждение перечисляло деньги из бюджета на свое лицензирование, а другая бюджетная организация (лицензионный комитет) эти деньги получала и частично расплачивалась с врачами-экспертами за работу. Но это были сущие копейки по сравнению с теми деньгами, что перечисляли лечебные учреждения лицензионному комитету.

Поясню на примере. В самом первом лицензировании в Омской области по стоматологии пришлось участвовать и автору этих строк. Как сейчас помню, загрузили нас всех специалистов в один большой автобус и повезли «лицензировать» центральную районную больницу в Нижней Омке. Тогда нам говорили, что мы участвуем в начале большого эксперимента, как оказалось, в начале большого пути чиновничьего беспредела. Вот тогда бы все похерить и выступить с критикой ненужности всей этой затеи, глядишь бы, нынешний президент и не ставил во главу угла своей многогранной деятельности борьбу с коррупцией. Так нет же, сами ее и создали, за какие-то 15 с небольшим лет…. Ведь работали же до лицензирования все лечебные учреждения и справлялись неплохо со своей работой.

И вот появился в воротах ЦРБ автобус с лучшими специалистами по всем медицинским специальностям: общей терапии, хирургии, неврологии, дерматовенерологии, фтизиатрии, анестезиологии, стоматологии, технике безопасности, охране труда, сестринскому делу и прочее, прочее, прочее. Было нас около 30 специалистов. Все в большинстве своем кандидаты медицинских наук и врачи высшей категории. Элита современной областной медицины! Бедные районные врачи, собравшиеся в актовом зале и взирающие на нас в президиуме, где всем и места не хватило. Лучшие специалисты города и области приехали проверять и контролировать деятельность сельского врача. А, что проверять? И как? Никаких рекомендаций, указаний. Надо было просто оценить и дать заключение о состоянии проверяемой вами службы. Правда, выдали каждому из нас проверяющему небольшой листок с отдельными пунктами, где мы должны были оценить, (попытаюсь по памяти):

 

  1. Общая часть: адрес, место расположения, название ЦРБ;

  2. Материально-техническая часть: в каком здании (каменном или деревянном) расположено отделение, наличие водопровода, канализации, телефона и т.п.:

  3. Оборудование, оснащение, комплектация и чего не хватает

  4. Кадры: стаж, наличие категории, степени и других отличий.

 

Все это оценивалось по бальной системе, вводились коэффициенты и подсчитывался общий результат. В зависимости от набранных очков, больнице присваивалась первая, вторая или третья категория. От этого зависело и финансирование местного здравоохранения. Хотя и тогда было уже ясно, сколько очков-баллов не напиши, все равно дадут ту сумму денег, которая заложена в бюджете.

Каждый специалист один, два, три дня сидел в каждом специализированном отделении и подсчитывал количество очков. Забегая вперед скажу, что помощи от этой проверки местной медицины не было никакой, только нервотрепка и первобытный страх врачей, что их службу сократят и закроют. А кто тогда работать будет? Кто будет спасать больных? Не уж то всех в город пошлют лечиться?

За два дня, что я там проверял, нас встречали на высшем уровне. Обеды и ужины бесплатные, за счет больницы. Проживание в гостинице бесплатное. Вечером небольшие банкеты во здравие сельского здравоохранения.

Ну и что? Работа была признана удовлетворительной. Были указаны недочеты и замечания по улучшению районного здравоохранения и …. всё осталось по прежнему. Как не было вентиляции в стоматологии, так ее и по сей день нет и никогда не будет.

Кому нужно было констатировать кадровый состав и давать пожелание о получении врачом категории. В отделе кадров проверили и диплом, и паспортные данные. Ну, нет у них новой стоматологической установки! Разве из-за нее стоматологический кабинет закроют? Ведь работали на старой ножной прялке и больные были довольны. Нет в хирургическом отделении кафельной плитки, да ее тогда нигде и не было. Это же был страшный дефицит.

А сколько бумаги переписали, чтобы только констатировать, повторяю подтвердить, что имеется в наличии. Ничего нового же не предложили и не заменили. После обследования своей службы каждый эксперт вместе со своим подопечным врачом сдавал отчет председателю комиссии, а тот уже в свою очередь делал большой диссертационный талмуд и докладывал уже в городе на лицензионной комиссии результаты лицензионной деятельности.

Получается, что создали лицензионные комитеты, утвердили штаты, поставили себе оклады, а все проверки ведут такие же врачи, которых проверяют. Потом проверяющие со временем станут проверяемыми и так до бесконечности. Вот чиновничья карусель. Лицензию тебе дают не на всю жизнь. Вначале давали на три года, потом стали на пять лет. И это все сбор документов, подготовка к лицензировании, заключение СЭС, пожарной инспекции, составление договоров. Процесс пошел, но не поступательно вперед, а по кругу. А главное, не бесплатно. Доходило до того, что некоторые районные больницы не могли выкроить денег из своего скромного бюджета на оплату этого самого лицензирования. Вот и кочевали деньги по бюджетным статьям, взращивая новый штат сотрудников лицензионного комитета.

И всего то надо было предоставить несколько документов для лицензирования (публикую в редакции 2000 года):

 

1. Заявление о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность с перечислением работ и услуг, которые будут выполняться лицензиатом (в т.ч. в электронном виде).

2 Копии учредительных документов.

3.Копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций.

4. Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.

5. Копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность.

6. Копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работников юридического лица.

7.Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Обратите внимание, что здесь нигде нет пункта о предоставлении заключения пожарной инспекции. Это уже появилось позднее, вместе с другими наработками местного лицензионного комитета. Эта единая форма описи документов, применялась на всей территории России. Здесь нет ничего нового. Первые четыре пункта вам не надо выполнять, так как у вас они выполнены, еще с самого начала регистрации своей клиники в налоговой инспекции. Вот только неясно, если предприятие работает в течение нескольких лет зачем представлять одни и те же документы. Зачем все эти электронные записи, если ничего не меняется в части регистрации организации. Но нет, надо все по-новому собирать.

Проблем не составит выполнить и седьмой пункт, оплатить лицензионный сбор. Самое сложное это копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность.

Вот здесь наконец-то появилась и работа у санитарно-эпидемиологических служб, ранее сидевших без дела. А они настолько активизировались вместе с пожарной инспекцией и энергетиками, что порой сложнее получить пожарное заключение, чем саму медицинскую лицензию.

Коррупция полностью поразила эти три организации (для сокращения назовем их санитарники, пожарники и электрики) до такой степени, что уже министр Шойгу, шеф Министерства Чрезвычайных Ситуаций (МЧС), выступил с предложением отменить участие пожарной инспекции в лицензировании. Кстати, выдачи заключения пожарной инспекции не надо при получении лицензии. Это уже крутая мысль появилась в светлых головах местных чиновников. И они вдогонку выпустили другой циркуляр, касающийся самых главных документов для лицензирования. Вот он.

 

О П И С Ь

документов, необходимых для проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям

 

(наименование ЛПУ)

 

1.Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений.

2.Структура лечебно-профилактического учреждения с документальным подтверждением наличия соответствующих служб, подразделений, кабинетов, рабочих мест.

3. Ведомость учета материально-технической базы ЛПУ.

4.Сведения о соответствующих организационно- технических условиях и материально- техническом оснащении, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации, включая:

а) оборудование (разрешенное к применению Минздравом России, технически исправное, поверенное в установленные сроки, отвечающее требованиям в безопасности в применении).

б) инструменты, отвечающие требованиям государственных или отраслевых стандартов;

в) транспорт;

г) документацию установленных форм;

5.Отчет о состоянии техники безопасности.

6. Заключение государственной противопожарной службы.

7. Заключение органов энергонадзора (или копии протоколов замеров: сопротивления заземляющего устройства; непрерывности цепи между заземлителем и заземляемой электромедицинской аппаратурой, оборудованием и приборами; полного сопротивления петли фаза-ноль; сопротивления изоляции).

8.Отчет о работе учреждения за последние три календарных года (основные показатели, характеризующие объем и качество медицинской помощи).


 

Из этой описи читатель видит, что для лицензирования надо предоставить заключение государственной противопожарной службы, а также заключение органов Энергонадзора.

Этот Энергонадзор поначалу выставил такое количество документов (15 наименований), необходимых для получения их собственной лицензии, что лицензиат терялся и не знал, какую он старается получить лицензию: медицинскую или от Энергонадзора. Кончилось тем, что сам лицензионный комитет отменил все эти груды ненужных документов электриков. Достаточно сказать, что необходимо было получить документ, о твоем допуске к электрическим установкам, сдать экзамен по технике безопасности и, ….. дальше не буду перечислять. Скажу только одно, за все эти «обучения» надо было платить, а отнюдь не обучаться.

Вот тут и вышли одно за другим:

а). Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 402 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"

 и буквально через год, уже другое постановление:

б).«Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

 

Если в №402 постановлении еще говорилось о государственном заключении противопожарной службы, то, в №499 постановлении уже появился подпункт:

 

  1. в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;

 

Ни о каком государственном заключении противопожарной службы не говорится ни слова. Просто надо иметь:

А). пожарную сигнализацию;

Б) огнетушители;

В) план действий персонала на случай пожара;

Г) пути эвакуации.

 

Все остальные заключения связанные с приглашением государственного инспектора пожарной службы и выдачей лицензии (заключения) не требуются! Постановление было принято еще в 2002 году, а документы требуют по сей день (декабрь 2008 год). Или чиновники совсем не читают постановления, или за счет противопожарной службы имеют свои бюрократические интересы. Пять лет продолжался этот чиновничий беспредел, а лицензионный орган все требовал (цитирую по циркуляру описи):

 

5.Отчет о состоянии техники безопасности.

6. Заключение государственной противопожарной службы.

7. Заключение органов энергонадзора (или копии протоколов замеров: сопротивления заземляющего устройства; непрерывности цепи между заземлителем и заземляемой электромедицинской аппаратурой, оборудованием и приборами; полного сопротивления петли фаза-ноль; сопротивления изоляции).

 

Не знаю, для кого пишутся эти все постановления и издаются законы. Ведь в постановлении русским языком под шестым пунктом написано:

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

Выходит все допускается и произволяется (от корня произвол). Но вот, наконец, вышло еще одно постановление от 22 января 2007 года под № 30, «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности». Может вдогонку за моими статьями выйдет еще одно, но по этому последнему постановлению должен лицензирующий орган работать, а не выдумывать собственные инструкции. А он все выдумывает и фантазирует. Единоличный монополист, ему все можно. Недаром к сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, по мнению С.В. Максимова (2008), профессора одной московской академии, кстати он наш земляк, относятся:

 

  1. Лицензирование предпринимательской (в том числе банковской) и иной деятельности;

  2. Выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами федерального, регионального или местного уровней;

  3. Получение государственных целевых кредитов;

  4. Таможенное оформление импортируемых товаров;

  5. Получение экспортных квот.

 

Всего автором в этом списке упоминается 19 (девятнадцать!) сфер деятельности, подверженных коррупции, но самое, что интересное – контроль над соблюдением условий лицензирования стоит на 10 месте, а само лицензирование на первом! Сейчас мы не будем касаться контроля над соблюдением условий лицензирования стоящим на 10 месте. Наша статья посвящена конкретно лицензированию.

Видно не зря, ввели повсеместное лицензирование любой медицинской деятельности в начале 90-х годов прошлого тысячелетия. Как только13 июля 1992 года был рассмотрен первый официальный проект российского Закона «О борьбе с коррупцией», так сразу же добавили коррупционную сферу деятельности для усиления, что ли этой самой коррупции.

И вот какие необходимо представить документы для получения лицензии, согласно новому постановлению:

 

Пункт 7.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности;

б) копии документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя;

в) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг);

г) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы индивидуального предпринимателя, связанный с выполнением работ (услуг);

д) копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику;

е) копии документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

ж) копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности.

8. Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением.

 

Последний пункт для чиновников не имеет никакого значения. Перейдем теперь к процедуре самого лицензирования. Вот и наступил долгожданный момент, когда у тебя на руках есть все разрешительные документы (санитарно-эпидемиологические заключения, все списки сотрудников с оригиналами-документами, материально-техническое обеспечение с сертификатами и регистрационными удостоверениями). В надежде, что все эти бумаги у тебя примут и ты за несколько минут все сдашь по описи, скажу сразу - не оправдались.

В последнее время, все больше стали возмущаться владельцы частных стоматологических клиник. Расценки за подготовку документов к лицензированию чудовищно возросли. Вроде бы ничего не изменилось. Ты платишь те же самые 300 и 1000 рублей государственных пошлин за рассмотрение заявления и выдачу лицензии. Приносишь документы, их принимает по описи чиновник, выдает тебе копию описи, и ты спокойно дожидаешься даты вызова на лицензионную комиссию. Но все в жизни и в действительности не так.

Как же на самом деле? Есть два пути: ты сам оформляешь документы, а второй путь за тебя другие делают эту работу. В первом случае ты платишь 300 рублей и чиновник министерства принимает твои документы, во втором случае тебе помогают чиновники заполнить все документы, но уже совершенно за другую плату. После кропотливого месячного труда по сбору документов и в надежде, что все мной оформлено правильно и аккуратно, появился я в дверях министерства и тут же последовало первое разочарование.

Заведующий лицензионным отделом министерства здравоохранения сразу же огорошил меня, сказав, что специалиста, принимающего документы, в данный момент нет и он находится на проверке. Учитывая, что эти проверки могут быть каждый день, а приемные часы строго ограничены (три раза в неделю с 10.00 до 16.00), посоветовал мне обратиться в «Центр экспертизы в области здравоохранения». «Там помогут и они быстро готовят все документы, - предложил начальник, - правда, за свои услуги берут деньги, но можно и в рассрочку»….

Государственное учреждение Омской области «Центр экспертизы в области здравоохранения» при министерстве здравоохранения, находилось тут же за стенкой самого отдела по лицензированию одноименного министерства.

Все эти «центры» и «отделы» при различных муниципальных и федеральных образованиях, в годы «перестройки» махровым цветом расцвели на ниве свободного предпринимательства и бизнеса. Порожденные духом капитализма, эти пристяжные фирмочки могут свободно брать деньги за свои услуги, так как сами лицензионные и им подобные органы руководствуются только федеральными законами, и согласно их прейскуранту. «При подаче документов для лицензирования предоставляется документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (государственная пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии уплачивается в размере 300 руб., за предоставление лицензии–в размере 1000 руб, на переоформление лицензии – в размере 100 руб. (Ст. 333.33. 71 Налоговый Кодекс, часть вторая)».

Читатель чувствуешь разницу? Забегая вперед, скажу, что за рассмотрение моей заявки мне выписали счет на 63000 (шестьдесят три тысячи рублей!). Триста рублей и шестьдесят три тысячи рублей! «Бесплатный сыр, воистину, только в мышеловке!»

Вот только как сдать эти самые документы, если они просто так не принимаются. Образовался новый класс подчиновников в мире свободного предпринимательства. Теперь чиновнику не надо утруждать себя рассмотрением заявлений. Найди тысячу оправданий о нехватке времени и ходи с проверками. Собирай богатый урожай с невольно нарушаемых лицензионные требования организаций, а за тебя другие рассмотрят заявления в кратчайшие сроки. Вот только сроки эти затягиваются до невозможности так, что готов заплатить и большую сумму, лишь бы от тебя все отстали и скорее выдали лицензию.

Как же на самом деле всё происходит? Попробую вам представить всю многокрасочность хождений по инстанциям.

 

Механизм лицензирования

(памятка для наивных и самоуверенных).

Логико-дидактическая структура (ЛДС) обивания порогов подчиновников.

 

При первом посещении лицензионного комитета тебя первым делом снабдят памяткой соискателю лицензии в электронном виде. Информация на дискету скидывается за секунды, а вот работа по ней займет много времени. И как говорил А.С. Пушкин: «Без предисловий, сей же час, позвольте ознакомить вас».

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: pss1952 (08.08.2014)
Просмотров: 418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz